Немногие компании становятся успешными и крупными без привлечения средств со стороны. Чтобы развиваться и увеличивать капитал, им приходится искать дополнительные средства у банков и отдельных крупных инвесторов. Но более широкие возможности открываются c выходом на фондовый рынок и началом выпуска ценных бумаг (IPO).
Акции и облигации — мощный инструмент для привлечения большого объема денег. Ни один банк в мире не может предоставить такой кредит, который равнялся бы объему денег, полученных от выпуска и продажи ценных бумаг.
Так сложилось, что наиболее освещаемое событие в СМИ — первый выпуск акций и выход компании на биржу (по-английски IPO — Initial Public Offering). Выход на IPO означает переход от частной организации к публичной. Внимание со стороны СМИ, контролирующих органов, бирж, инвесторов возрастает в разы. Компания несет ответственность перед инвесторами-совладельцами и обязана отчитываться по результатам деятельности.
Первичное размещение бумаг требует временных и финансовых затрат. Но IPO может принести доход, который окупит расходы во много раз.
Процедура включает несколько этапов.
Предварительный
Цель — подготовится к знакомству с будущими инвесторами и не отпугнуть их. Компания проводит оценку своей деятельности, оценивает капитализацию и налаживает дела внутри, чтобы стать открытой для акционеров.
Подготовительный
Компания на договорной основе нанимает андеррайтера, который будет ответственным за проведение IPO. Обычно его выбирают среди инвестиционных банков. Если будущий эмитент уже известен, найти кандидата не трудно. Вместе с компанией андеррайтер определяет объем и эмиссионную цену бумаг, выбирает биржу.
Биржи заинтересованы в размещении бумаг новых эмитентов, особенно уже известных компаний. Андеррайтер подбирает хороший момент для проведения кампании и составляет меморандум для представления в контролирующий орган. В документ включается вся информация о будущем эмитенте, руководстве, капитализации, финансовой отчетности, целях выпуска акций, их объеме, цене и выплате дивидендов (если они планируются). Контролирующий орган рассматривает меморандум, и если замечаний нет, назначается дата первичного размещения.
road-show
В переводе с английского это означает дорожное шоу. Также как артисты гастролируют с новым шоу, андеррайтер с представителями компании гастролирует по крупным городам мира и представляет будущего эмитента. Цель — заинтересовать как можно большее количество инвесторов. На презентациях организаторы отвечают на вопросы потенциальных инвесторов, собирают предварительные заявки. Крупные игроки приобретают бумаги до даты IPO.
Размещение
Акции появляются на бирже. Любой может купить их и стать совладельцем бизнеса, а компания с этого момента обязана публиковать финансовую отчетность.
При первичном размещении торги идут по цене выше или равной номинальной. Но по закону они не могут продаваться ниже ее. Вырученные деньги от первичного размещения идут компании. Затем инвесторы перепродают акции друг другу на вторичном рынке, и цена может расти или падать.
В зависимости от спроса и поведения цены организаторы IPO могут сделать выводы об успешности прошедшей кампании.
Самым успешным в истории стало размещение акций компании Saudi Aramco — 25,6 млрд. До этого рекордсменом была признана Alibaba — 25 млрд.
Одно из провальных IPO случились у Facebook. Рыночная цена упала ниже цены размещения через несколько дней после начала торгов. Но затем цена превзошла цену размещения в несколько раз.
Есть случаи, когда акции упали ниже цены размещения и не смогли подняться до начальных уровней. Самый яркий пример — акции ВТБ.
Неудачное размещение обычно связано с переоценкой компании, и с выбором времени проведения кампании. Экономическая нестабильность или период праздников влияют на исход отрицательно. Пример — IPO Xiaomi.
Размещение на бирже — это выход на новый уровень для любой компании. В случае успеха заработанные деньги покроют все расходы и откроют большие возможности для развития. Но компания должна трезво оценивать себя перед тем, как участвовать в IPO. Это дорогая процедура, а в случае провала может пострадать репутация, и инвесторы не будут вкладывать деньги.
IPO выгодно всем:
- для компании — приток большого объема средств;
- андеррайтеры получают хорошую комиссию за свои услуги и право на приобретение акций до размещения
- для биржи — увеличение объема торгов и получение большей комиссии;
- для инвесторов — увеличение выбора компаний и большая диверсификация портфеля.
Покупать акции во время IPO — это высокий риск. Цена в первые дни после размещения может сильно колебаться. А в будущем может вырасти или упасть, если компания была переоценена. Чтобы застраховаться от потери денег, не стоит покупать бумаги сразу после начала торгов.