На фондовом рынке есть известные компании, их бумаги хотят купить все (голубые фишки), а есть компании, о которых мало кто слышал. Одни акции принесут прибыль долгосрочному инвестору, а другие только спекулянтам. Чтобы удобнее классифицировать бумаги разных эмитентов, среди участников рынка образовалась неофициальная система разделения акций по эшелонам.
Первый эшелон
Это элита рынка — акции устойчивых и надежных компаний. У них высокая капитализация и нередко это монополисты в своей отрасли. По аналогии с покером эмитентов и их акции называют голубыми фишками, потому что в игре эти фишки дороже фишек других цветов.
Характерные признаки акций-голубых фишек:
- хорошая ликвидность. Бумаги быстро можно купить и продать по рыночной цене.
- высокая рыночная цена
- маленький спред (разница между ценой покупки и продажи)
- большой объем сделок купли-продажи
- низкая волатильность (величина изменения цены на заданном временном отрезке)
- невысокая доходность
- стабильный рост за счет развития компании
- устойчивость цены во время кризисных явлений
Голубые фишки американского рынка:
- Amazon
- Apple
- AT&T
- Visa
- Microsoft
- Walmart
- Alphabet
- Goldman Sachs
Голубые фишки российского рынка:
- НОВАТЭК
- ЛУКОЙЛ
- Норникель
- Роснефть
- Сбербанк
- Северсталь
- Яндекс
- Алроса
- Газпром
Бумаги этих и других российских компаний первого эшелона входят в индекс московской биржи MOEXCB, американских — в Nasdaq и Dow Jones 30.
Инвестируют в бумаги первого эшелона долгосрочные инвесторы из-за надежности эмитентов и низкого уровня риска.
Третий эшелон — это акции неизвестных эмитентов с низкой капитализацией.
Характерные признаки бумаг:
- низкая ликвидность
- высокая доходность
- большой спред цены
- небольшой объем торгов
- высокая волатильность
- рост котировок чаще связан с действиями спекулянтов
- цена резко падает во время кризисов
Третий эшелон на американском рынке:
- Sunrun
- Genesis Healthcare.
Третий эшелон на российском рынке:
- ЗВЕЗДА
- Костромская сбытовая компания
- Нижнекамскнефтехим
- Астраханьэнергосбыт
- Саратовский нефтеперерабатывающий завод.
Для долгосрочных инвесторов бумаги третьего эшелона слишком рискованны. Может произойти резкое падение цены или банкротство эмитента. Зато третий эшелон привлекает спекулянтов возможностью заработать за короткий срок.
Второй эшелон. Эти компании находятся посередине между элитой рынка и рискованными компаниями из третьего эшелона. Инвестирование связано с умеренным риском и приносит среднюю доходность.
Второй эшелон на американском рынке:
- Сarnival
- American Airlines Group
- Moderna
Второй эшелон на российском рынке:
- Мечел
- Детский мир
- Фосагро
- Башнефть
- QIWI
- Уралкалий
- ЛСР
Заключение
Деление акций на эшелоны условное и неофициальное. Каждый эшелон соответствует своему уровню риска и подходит для определенной инвестиционной стратегии. Независимо от выбора инвестору нужно помнить о диверсификации. Если цена одних бумаг просядет, это компенсируется за счет роста других бумаг в портфеле