Сегодня общественное мнение играет важную роль. Одно неосторожное высказывание может разрушить карьеры, привести к потере репутации, доверия людей. Если раньше это касалось отдельных людей, то теперь затрагивает даже компании.
К мерилам успешности добавились новые критерии: отношение к сотрудникам и партнерам, репутация, социальные проекты, забота об окружающей среде, прозрачность управления. Без этих составляющих уже нельзя рассчитывать на долгосрочное развитие и процветание. Эти составляющие лежат в основе стандартов ESG, что расшифровывается как «Environment. Social. Governance». «Окружающая среда. Социальная политика. Корпоративное управление».
ESG стало неотъемлемой частью оценки компаний. Это не пустые слова. Согласно опросу, проведенному «Ernst & Young» в 2020 году, 98% опрошенных институциональных инвесторов следят за ESG-рейтингом. Соблюдение стандартов ESG прямым образом влияет на кредитный рейтинг компании, ее привлекательность для инвесторов и перспективы развития. Многие компании уже осознали важность ESG-принципов и внедрили их.
Что скрывается за словами «Environmental. Social. Governance»
Environment — окружающая среда
Вопросы экологии с каждым годом становятся острее из-за увеличения концентрации парниковых газов в атмосфере и угрозы глобального потепления. Главная причина этому — человек. Производство наносит наибольший ущерб экологии, поэтому от компаний ждут активных действий. Они должны заботиться об окружающей среде, рационально расходовать ресурсы, соблюдать законодательство в области экологии.
Компании, принявшие ESG, контролируют выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, работают над уменьшением их объемов. Они сокращают количество упаковки, занимаются переработкой и повторным использованием сырья, ищут альтернативные, экологичные варианты сырья.
Положительный пример подает корпорация Kering, куда входят модные дома Balenciaga, Gucci, Alexander McQueen, Yves Saint Laurent. Они используют кашемир, произведенный из отходов производства, и на 99,8% отказались от использования токсичной пластмассы.
Social — социальная политика
Перенос производства в страны третьего мира для его удешевления — стандартная практика. Люди в тех странах трудятся на фабриках в нечеловеческих условиях и получают копеечную зарплату. Политика ESG направлена, в том числе, на борьбу с несправедливостью по отношению к работникам.
Основную прибыль компании генерируют люди. Они — главный актив. Обществом поощряется забота о сотрудниках, соблюдение их прав и создание комфортных условий труда. Согласно ESG компании должны обеспечивать безопасные, безвредные условия труда, соблюдать трудовое законодательство. Чем большая забота проявляется, тем больше лояльности проявляют потребители и инвесторы.
Помимо сотрудников оценивается забота о клиентах, поставщиках и партнерах. Нужно с уважением относиться к поставщикам, партнерам и клиентам, предоставлять качественные товары и услуги
Пример из нашей страны. Горное дело издавна считается сферой для мужчин. «Полиметалл» создал некоммерческую организацию «Женщины в горном деле». Миссия организации — борьба с гендерными стереотипами.
Corporate Governance — корпоративное управление
Корпоративное управление подразумевает соблюдение прав и интересов инвесторов, проведения мер по предотвращению коррупции, случаев мошенничества, прозрачности в управлении и отчетности. Политика открытости повышает уровень доверия со стороны сотрудников, инвесторов, клиентов, общества.
Формирование новых требований к компаниям скорее связано с изменением взглядов в обществе. Чаще стали подниматься вопросы экологии, гендерного равенства, прав человека, ответственного отношения к окружающей среде и обществу. На фондовый рынок пришло новое поколение инвесторов, которые ориентированы на вдумчивое инвестирование. Наряду с финансовыми показателями новые инвесторы анализируют политику в области заботы об окружающей среде, социальных проектов, корпоративного управления. Теперь не так важно, насколько большую прибыль генерирует компания, сколько дивидендов выплачивает акционерам. Если сотрудники трудятся в плохих условиях, она рискует остаться без инвестиций, что равно гибели.
JUST Capital, Bloomberg, Refinitiv, а также другие рейтинговые агентства оценивают компании по финансовой стабильности и надежности, а также по тому, насколько они придерживаются принципов ESG. Чтобы соответствовать новым стандартам, нужно адаптироваться под новые условия.
Конечно, соблюдение принципов ESG не строго обязательно. Скорее это добровольный выбор. Однако общество с одобрением относится к тем, кто внедряет их. Такие компании привлекательнее для инвесторов, вызывают большее доверие у покупателей, сотрудников, партнеров. В дальнейшем их преимущество будет только увеличиваться, ведь значение ESG растет. Те, кто откажутся принять новую реальность, окажутся за бортом. Негативный настрой потребителей и инвесторов отрицательно скажется на финансировании, от которого напрямую зависит развитие и процветание.